Александр Горчилин и Ника Сергеева: история любви от первого лица

Опубликовано: 10.10.2018

Он приходит на площадку на полчаса раньше и, пока Нику гримируют, соглашается поговорить  прямо на крыльце возле проходной Краснопресненской ТЭЦ, которую выбрали для съемки с его подачи. Бледный, с виду хрупкий, с детским лицом и пронзительным взглядом - такому бы точно подошла роль князя Мышкина или Маленького принца. Подобный персонаж в биографии актера "Гоголь-центра" даже есть - блаженный Гриша из спектакля (а после - и фильма) его мастера "(М)ученик". Но лучше Александра Горчилина помнят по образам классических enfants terribles: свободный художник Антонин в картине "Да и да" Валерии Гай Германики, вечно молодой и пьяный панк в фильме Серебренникова "Лето". Любое действие этих героев - провокация, в каждом их слове - вызов.

От "Кислоты", первого игрового фильма Горчилина-режиссера, многие ждали похожего нонконформизма. Но вместо акции протеста получили мало на что похожее кино, где химическое вещество из заглавия - не наркотик, а серая хмарь, разъедающая существование двух парней возраста 20+, которые потеряли друга, а с ним и все ориентиры. Одиссею этих двоих в поисках смысла уже назвали "откры­тием года", на "Кинотавре" фильм взял приз за лучший дебют, а на показ "Кислоты" в "Гоголь-центре" добралась даже Алла Борисовна - и осталась от кино в восторге. Дебют удался.

Начиналась эта история, по словам Саши, не менее сказочно: с утреннего звонка его хорошей знакомой, продюсера Сабины Еремеевой, и вопроса "Хотите снять кино?". "Проснувшийся человек обычно безоружен, поэтому я сказал да", - рассказывает он и мельком упоминает, что на тот момент снял несколько документальных фильмов, сделал спектакль с коллегами... То есть кредит доверия получил не зря. "Я по натуре не особенно инициативный. Сабина же оказалась тем, кто дал мне пинка под зад в нужном направлении".

Из школы Саша ушел в девятом классе - исключили за плохое поведение, оканчивал вечернюю. По-настоящему учеба обрела для него смысл после поступления в Школу-студию МХАТ на курс к Кириллу Серебренникову. (Куртка, Yuzhe Studios (Aizel); брюки, Tommy Hilfiger x Lewis Hamilton; кроссовки, Reebok)

Вектор смотрел в сторону самого Саши. "Кислота" - кино про него: не из-за авто­биографических деталей - из-за личных тем, которые он обсуждал со сценаристом Валерием Печейкиным. Например, отношения с родителями: "Из десяти моих друзей восемь росли без отца, да и меня воспитывал отчим. Это не повод для страдания, скорее социальное наблюдение, поэтому и в фильме у нас получилась такая планета без отцов".

Из других наблюдений Саша описывает свой трип по клубам и тусовкам, где нашлись прообразы главных героев. "В театре ты существуешь в маленьком уютном мирке: мы при деле, пашем за искусство. А потом знакомишься с ровесниками за пределами "Гоголь-центра" и видишь новый мир: он дико интересный, но там все крутятся как белки в колесе от своей веселой безысходности. Умные, яркие люди, не знающие, куда себя применить, - нет у них театра условного. И в этом драма: среда их так устроена, что они цинично ко всему относятся, скатываются в самоуничтожение…"

В "Гоголь-центре" сегодня идет порядка десяти постановок с участием Саши. В этом году он вместе с коллегой Филиппом Авдеевым выступил режиссером "второй сборки" спектакля Кирилла Серебренникова "Идиоты", а в начале декабря сыграет главную роль в "Мизантропе" по Мольеру - премьере театра.

(Водолазка, Versace; куртка, Stone Island)

Он сам разговаривает не без цинизма, приправляя ответы словами, которые в тексте можно передать разве что звездочками. Никакого эпатажа - просто о себе и других Саша го­ворит без купюр. "Я не делал кино-постулат. Кто я такой, чтобы кому-то что-то объяснять? Просто снимал о том, что меня волновало". Спрашиваю, не хотелось ли ему сыграть в своем дебюте. "Я пробовался". - "И что?" - "Ничего. Не утвердил себя. Была секунда, когда мы подумали, что, наверное, я должен это сыграть. А потом я пересмотрел пробы, пришел к Сабине и сказал: "Какая-то ***ня получается. Не будем".

Еще один человек, которого не увидишь на экране в картине Саши, - его девушка Ника. Она снималась в одной из сцен, но из-за хронометража эпизод вырезали. "Нига, Ничка, Клоун - у нее много прозвищ", - начинает Саша шутливо. Признается, что интервью о личной жизни никогда не давал, но "это забавно, попробуем".

"Мы познакомились с Никой на вечеринке, подружились, и я привел ее в театр. В какой-то момент понял: хочу, чтобы эта девушка была вхожа в наш круг".

(Ника: джинсовая куртка, Asos; свитер, брюки, Sandro; кроссовки, Reebok. Саша: куртка, Yuzhe Studios (Aizel))

Они познакомились в лучших традициях поколения соцсетей: "Она увидела меня на танцполе, а после нашла в Instagram и написала что-то вроде "Ну ты сумасшедший!". Я это сообщение прочел, ее профиль пролистал и отложил все в дальний ящик, без ответа. А полгода спустя увидел Нику на другой вечеринке и сказал: "Ну привет, девочка из Instagram". Мы начали дружить, и в какой-то момент я понял: хочу, чтобы эта девушка была вхожа в наш семейный круг". Этот самый круг - творческая коммуналка, пространство которой Саша раньше делил с пятью ребятами из театра и кино. Количество жильцов со временем уменьшилось, зато к ним присоединилась Ника. Она же при содействии Саши стала работать и в другом его пространстве - "Гоголь-центре" - художником по костюмам и реквизитором.

(Ника: пуховик, Levi’s; шарф, Versace; джинсы, Maje. Саша: куртка, Stone Island)

О переходе из дружеской плоскости в романтическую Ника еще до приезда Саши на площадку рассказывала с улыбкой. Сам он теперь, на интервью, смеется: "Ну что она наговорила?" - и выдает: "Просто я   как-то приехал с гастролей и понял, что влюбился. Зашел к соседке и рассказал ей об этом - с расчетом на то, что она-то язык за зубами держать не будет. Но не сработало, пришлось говорить лично".

"Мы начинаем отношения, чтобы быть счастливыми, а не пилить друг другу мозги, важно об этом помнить". (Пуховик, Versace; футболка, Burberry)

Существовать совместно в режиме 24/7 - и в театре, и в том самом "семейном" кругу - для них "норм". Во-первых, в "Гоголь-центре" каждый занят своим делом. А во-вторых,   "ну ты знаешь, если бы мне было лет 20, я бы, наверное, устал быстро от этого, - говорит 26-летний Саша, - но сейчас уже по-другому на все смотрю. Мне же хорошо, комфортно рядом с этим человеком. Мы в принципе начинаем отношения, чтобы быть счастливыми, а не пилить друг другу мозги, важно об этом помнить. Конечно, бывает, что мы с Никой устаем, втягиваемся в какие-то конфликты - каждому не хватает личного пространства. Но я в таких случаях просто ухожу на кухню и там успокаиваюсь: стою за плитой часа три, готовлю что-то. Так что дома я выполняю функции кухарки".

Единственное разграничение между условным "работа - отношения", которое Саша проводит четко, связано с его фильмом: "Кислоту" Ника увидела уже на премьере. "Зачем показывать ей сырой ва­риант, который я обсуждаю с монтажерами, продюсерами? Она посмотрела картину на "Кинотавре". Кстати, туда, в Сочи, сюрпризом приехала и моя мама с отчимом - на машине из Москвы. Она, конечно, сначала отношения ребят с родителями в фильме на свой счет приняла. А потом вникла, что я другое имел в виду, теперь рада за меня".

"В театре мы существуем в маленьком уютном мирке: все при деле, все пашем за искусство".

(Саша: куртка, Reebok. Ника: лонгслив, Sandro)

Важный для него человек, готового дебюта пока не видевший, - Кирилл Серебренников, находящийся сейчас под домашним арестом. Эту тему обойти невозможно, ведь именно с "Гоголь-центром" и его руководителем Саша связывает все, что происходит с ним сейчас: "Кирилл Семенович был первым педагогом, заговорившим со мной на одном языке. Я сразу понял, что буду учиться только у него". Горчилину есть с кем и с чем сравнивать. На момент знакомства с Серебренниковым он успел окончить вечернюю школу (из обычной исключили за плохое поведение), отыграть несколько лет в мюзикле "Норд-Ост" и поучаствовать в съемках сериалов. После девятого класса даже пробовался в театральный вуз по фальшивым документам: "Забрали с другом поддельные бумажки у барыги на Таганской, дошли почти до финального тура и спалились на номере аттестата. Повезло, что полицию никто не вызвал". Тогда он и насмотрелся на педагогов старой закалки: "Они говорили, что сделают из нас актеров, - а Кирилл Семенович хотел сделать из нас нас".

Дебютный художественный фильм Саши-режиссера "Кислота" Ника увидела вместе с первыми зрителями этим летом на "Кинотавре" и, по ее признанию, даже расплакалась. В прокат картина выйдет 4 октября.

(Свитшот, We11 Done (Aizel); очки, Andy Wolf)

"В каком-то смысле он за­меняет мне отца, - говорит Саша, - такой творческий родитель, наставник, существующий для меня как внутренний пример". Этой константой он поверяет, кажется, все вокруг, не стесняясь показывать неприязнь к тому, что не близко. "Спросишь меня про "Папиных дочек"? - говорит он о сериале, в котором сыграл в 15 лет - и жалеет до сих пор. - Ведь я же осознавал, в чем именно принимал участие, что делал это плохо, но, видимо, в силу возраста не сумел сказать нет. И сейчас у меня из-за того негативного опыта отрицание к таким проектам: шлю всех подряд и получаю в ответ аналогичную реакцию. Зато я еще ни разу за последние годы не сделал чего-то, что бы противоречило моему характеру. У меня особо нет денег, я вообще нахожусь в позиции нищеброда. Зато я счастлив. Живу как хочу, и количество "пиписчиков" в Instagram меня не волнует".

"У меня никогда не было подросткового бунта, какой-то драмы. Все переживания по большей части были внутри, и справлялся я с ними сам".

(Худи, Burberry; плащ, Suitsupply; брюки, Reebok; кроссовки, Premiata; носки, Calzedonia)

Чувствует ли он себя не только счастливым, но и свободным? "В том, что делаю, - наверное, да. А если говорить о свободе выбора в принципе, то мы все тут несвободны. Раньше же все запрещали, но люди как-то поднимали андеграунд с колен, сопротивлялись. А сейчас любая инициатива проплачивается или обрубается. И при этом существует негласная цензура. Я делал документальный фильм о России и раз десять носил его в министерство культуры для прокатного удостоверения: они там мат выискивали и просили звук убавить. Запретить ничего не могли, но на экраны выпускать боялись. Пока в мире все делают так, как хотят, мы делаем "лишь бы никто ничего не сказал". Мне это странно. Казалось, что разговоры о подобном остались в прошлом. Но нет - теперь мой мастер сидит под домашним арестом".

"Работа режиссера - это когда ты делаешь вид, что все знаешь, даже если это не так. Ты единственный человек, который не должен спалиться".

(Худи, Burberry; плащ, Suitsupply)

В настоящем Саша каждый выход на сцену "Гоголь-центра" воспринимает как протест: "Ты понимаешь, что так надо, что этим продолжаешь существование театра". После спектаклей он идет монтировать новый клип группы Tesla Boy, который снимал на днях. О втором полном метре не думает. "Я не позиционирую себя как актер-режиссер. Это глупые ограничения. Жизнь большая, можно столько в ней попробовать. Я себя определяю как Сашу - человека, которому все интересно. Кирилл Серебренников говорил нам: "Не будьте актерами, будьте художниками в широком смысле слова".

"Ни разу за последние годы я не сделал чего-то, что бы противоречило моему характеру. У меня особо нет денег, зато я счастлив".

(Ника: джинсы, Sandro; толстовка, Levi’s; дождевик, кеды, Reebok Classic. Cаша: джинсы, толстовка, Levi’s; дождевик, кеды, Reebok Classic)

Вопрос о планах на будущее ему можно не задавать: "После выхода "Кислоты" не буду давать интервью - такие у меня планы. Еще PlayStation хочу купить. В компьютерных играх сейчас настоящая революция, покруче любого кино. Там такие сценарии, такие кадры!" Саша смеется: "У детей есть приставка, а я в 26 лет на нее коплю - вот моя цель".

Саша и Ника не гонятся за московской тройкой "машина-квартира-бизнес" - они живут под одной крышей с другими ребятами из театральной среды, вместе обсуждают просмотренные фильмы и новые проекты. За готовку чаще всего отвечает сам Горчилин: "У нас дома я за кухарку"

Ника Сергеева:

В театр меня привел Саша: я как раз окончила институт по специальности "реклама", но тянуло меня больше к творчеству. Я пришла на должность реквизитора. Спустя два года решила попробовать себя в новой профессии и попросилась на стажировку к художнику по костюмам Марусе Парфеновой-Чухрай. А после начала работать сама - и теперь в полном восторге от того мира, в котором оказалась. Встречаться с Сашей мы начали полтора года назад. О симпатии ко мне с его стороны в нашей компании знали все, кроме меня, пока во время одних гастролей он не решил признаться. Саша мне всегда импонировал как человек, в него вообще невозможно не влюбиться. Мы существуем в абсолютном тандеме, и пока у нас не возникает проблем вроде нехватки личного пространства или желания проводить свободное время раздельно.

Стиль: Мария Колосова. Ассистент стилиста: Алена Газарова. Макияж: Наталья Гусева/Buro Beauty. Прически: Данила Милеев/Kerastase. Продюсер: Ольга Закатова. Ассистент продюсера: Елизавета Попова

Ретушь: Александр Сущевский. Сет-дизайн: Дмитрий Китавин. Благодарим "Юргазсервис" за помощь в организации съемки

rss